8 800 30-20-125 (звонок по России бесплатный)

Храм Джвари в Мцхета

Согласно преданию, после Крещения всей Грузии царь Мириан вместе со св. Ниной воздвиг чудотворный деревянный (кипарисовый) Крест в честь восторжествования Веры Православной на самой вершине горы Армази, в точке слияния изумрудных вод рек Куры и Арагви, недалеко от старинного престольного града Картлийского царства (город Мцхета).
Немного позже (в VI в.) на данной местности появился храм Малый Джвари (или «крест»), а затем и Большой Джвари (в VII в.). В нынешнее время мужской монастырь Джвари («Джварис-сакдари») принадлежит ГПЦ, он опять стал действующим с 1996 года.

Церковь великое множество раз страдала от набегов врагов Грузии, её неоднократно сжигали и пытались полностью разрушить и сжечь, но храм каждый раз восстанавливали.

Поэма «Мцыри» тесно связана с историей монастыря, именно здесь русский поэт Лермонтов М.Ю. впервые услышал из уст монаха давнее предание о юном горце, именно здесь происходят основные действия литературного произведения: «Там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры, был монастырь…»

По религиозной значимости храм и саму гору, где он располагается, часто сравнивают с древней горой Сион на Земле Обетованной.

Храм отличается аскетичной и гармоничной красотой (что означает скромность и простота без излишеств). Он очень строг в своем архитектурном исполнении с внешней стороны – строгие и прямые линии, гладкие стены без каких-либо скульптурных украшений и декоративных элементов, резьбы и прочего, исключения – рельефы церковного фасада. Форма здания – восьмигранник, увенчанный большим шестигранным куполом с крестом. В интерьере храма до наших дней отчасти сохранились фрагменты мозаики. В центре (внутри) храма – основание, на котором когда-то был закреплен легендарный крест.

Джвари признан шедевром в совершенстве формы архитектуры и включен в список UNESCO (с 1994 г.). Такая форма – результат весьма длительного поиска архитектурного решения – необходима была оптимальная конструкция храма с единым внутренним пространством и полный отказ от привычной формы храмов в виде базилики, получился уникальный, гармоничный, довольно необычный храм. Кроме того, зодчие приложили максимум усилий, чтобы здание идеально вписывалось в окружающий природный ландшафт, размеры храма выбраны в пропорции 1:7 к размерам скалы, на которой он возвышается.

При строительстве использован особый прием, позволяющий создать здание исключительно прочным: применён принцип «сидящих» камней — каждый из камней словно «сидит» в другом, и чем больше истекает времени, тем впоследствии прочнее оказывается вся конструкция.
Достоверно точно неведомо конкретное имя зодчего (архитектора), однако существует версия, что им был Микел Тхели, пожелавший украсить своё имя скромностью и не прослыть излишне тщеславным, чтобы оставить какие-либо сведения о своём авторстве: «Не нам, Господи, но имени Твоему дай славу!».

Практически ни один турист, приехавший в Тбилиси, не упускает возможности посетить древний град Мцхету и монастырь Джвари, ведь они находятся буквально в получасе езды. Это святейшее место действительно заслуживает особого внимания. С вершины горы, на которой располагается Джвари, открывается восхитительная панорама на ближайшие окрестности, на слияние двух могучих и священных грузинских рек. Сюда часто приходят грузинские молодожены, чтобы повенчаться.

Монастырь Джвари необычайно красив и романтичен в ночной подсветке: кажется, будто он парит высоко в воздухе, это любимый храм культурологов и искусствоведов. Фотографии с видами на город Мцхета, открывающимися со смотровой площадки Джвари, нереально живописны и чрезвычайно популярны в туристической среде.

В окрестностях храма Джвари располагается ещё одна величайшая достопримечательность – Светицховели. О связи этих двух святынь свидетельствует очень красивая и нравоучительная легенда. В старину между двумя храмами, по преданию, была натянута крепкая цепь, это было проделано для того, чтобы прихожане свободно могли перемещаться из Джвари в храм Светицховели и обратно. Но мало-помалу истощалась вера у людей, с ней вместе и истончалась сея цепь. А теперь только в силах людей эту цепь восстановить с помощью воскресшей веры.