8 800 30-20-125 (звонок по России бесплатный)

Церковь Анчисхати в Тбилиси

Во время путешествия по Грузии, прогуливаясь по Старому городу в Тбилиси можно набрести на маленькую и тихую базилику Анчисхати (второе название — Церковь Рождества Девы Марии). От неё так и веет древностью, и действительно, ведь это небольшое задание – самый старый храм Тбилиси (из полностью сохранившихся).

Изучая древние летописи Грузии, историки нашли свидетельство о том, что базилика Анчисхати была построена в период правления иберийского царя Дачи Уджармели, который и принял решение о переносе своей столицы из Мцхеты в славный город Тбилиси.
Вы только вдумайтесь, она была построена ещё в 6-м веке!
Почему для грузинской столицы так важна эта маленькая церквушка?
Это живое свидетельство-напоминание об истории возникновения города Тбилиси именно в качестве столицы Грузии, в то время город активно застраивался и развивался, храм был одним из первых зданий. Вот почему местные жители относятся к ней с таким благоговением, а культурологи придают высокую ценность и значимость.
Как свидетельствует история, изначально церковь была воздвигнута из каменных блоков желтого туфа и только относительно недавно, в 20-м веке в ходе реставрации в качестве строительного материала был применён кирпич.
Что касается икон и образов, то у них не такая давняя история, как у самого храма – это 19-й век, исключение составляет лишь запрестольный образ, который датируется 1683 годом, его создание инициировал католикос Николоз VI (католикос – это высшее духовное лицо).

Несколько слов о названии церкви. Несмотря на непривычность, запомнить его не представляет особой сложности, дословно «анчис-хати» означает анчийская икона. Так уж получилось, что название базилики намного «моложе» самого храма, церковь приобрела его в 17-м веке в связи с тем, что сюда была перенесена древняя икона Спасителя с Анчийского Монастыря (Анчийского кафедрального собора). Таким способом священнослужители спасали святыню от турок Османской империи. Об иконе известно лишь то, что она была окована (серебряным окладом с золотыми вставками) в 12-м веке Бекой Опизари, легендарным златоваятелем средневековой Грузии, талантливейшим древним мастером исторической эпохи Шота Руставели и грузинской царицы Тамары. После 200-летнего хранения эту икону перенесли Национальный музей искусств.

Базилика Анчисхати неоднократно подвергалась разрушениям и последующим восстановлениям из-за частых войн (с персидскими и турецкими завоевателями) на протяжении XV-XVII столетий. Наиболее существенной перестройки и реставрации храм подвергся во II половине 17-го века во времена католикоса Доментия, была пристроена колокольня из кирпича. Затем в 70-х годах 19-го века был надстроен свод и купол. Росписи внутри церкви также относительно молоды, они были созданы только в 19-м веке. Только на западной стене сохранилось свидетельство-артефакт, напоминающее о 6-м веке, – это высеченный из камня медальон с крестом.

В советский период времени в здании церкви размещался музей кустарного промысла и художественная мастерская. И только в 1958-1964 годы благодаря упорному труду и стараниям грузинского архитектора-реставратора Р. Гвердцители церковь стала возвращаться к своему историческому облику.
В результате всего вышеперечисленного церковь и приобрела современный вид.

В 1989 г. обновленная Церковь Рождества Девы Марии открыла двери для прихожан, здесь было разрешено проводить богослужения.
В настоящее время, наблюдая за прихожанами этого древнего сооружения, вы непременно заметите, как в церковь то и дело заходят всё новые и новые супружеские пары молодоженов, местные жители с большим трепетом, уважением и гордостью относятся к древней грузинской святыне.

Сейчас Анчисхати относится к Грузинской православной церкви. Что касается формы исполнения храма, то Анчисхати — это трёхнефная базилика, имеющая апсиды в форме подковы. Что это означает? Попробуем разобраться в терминологии.
Неф — это вытянутое помещение, часть интерьера, которое ограничено с одной или с обеих сторон рядом (рядами) колонн (столбов), отделяющих его от соседних, таких же самых, нефов.
Базилика – тип строения здания, имеющего прямоугольную форму, и которое включает нечетное число нефов, имеющих разную высоту.
Апсида — пониженный выступ здания, который примыкает к основному, по форме бывает полукруглым, гранёным, прямоугольным, перекрыт полукуполом/полусводом.
Зайдя внутрь, можно обратить внимание, что церковь достаточно проста и скромна в отделке и украшениях, можно сказать, консервативна, однако сразу становится заметной её принадлежность к древнейшей истории.